РОДИТЕЛЯМ





 Можно ли воспитать гения силой?

Вундеркинды всегда оказываются в центре внимания, поражая всех окружающих своим сверхранним развитием и недетскими достижениями. Наверняка все слышали о таких великих гениях, как Моцарт, Бетховен, Шопен… Это лишь немногие из имен юных гениев, покоривших весь мир. Многие родители мечтают о том, чтобы их дети были вундеркиндами, но редкие из них задумываются над тем, что за уникальные дарования зачастую достаются дорогой ценой. Слава многих вундеркиндов была мимолетной, и часто они исчезали из поля зрения общественности, так и не оправдав больших надежд. Бывало, что излишняя строгость и настойчивость родителей действительно приводили к тому, что их ребенок становился вундеркиндом, но нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь сделать капитал на талантах своих детей, чересчур перегружают их, что становится причиной физических или психических недугов.
Максим Садовников пытался сделать из своей дочери Дианы гения. Она выступала на первенстве Москвы по гимнастике, пела с Людмилой Гурченко и читала множество умных книг. Когда девочке исполнился один годик, отец выгнал ее мать из дома, чтобы она не мешала его грандиозному педагогическому проекту. Режим дня Дианы был расписан по минутам с самого детства: подъем в шесть утра, пробежка 12 километров, несколько часов гимнастики. За съеденную конфету девочке полагался дополнительный кросс. Для закалки характера «любящий» отец сажал дочь на хлеб и воду, бил скалкой… В итоге десятилетняя Диана Садовникова даже подала в суд на своего отца.
А в XIX веке подобный эксперимент ставил над своим ребенком английский ученый Джеймс Милль. К 13 годам его сын Джон Стюарт осилил геометрию по Евклиду, алгебру по Эйлеру, дифференциальное исчисление, логику, политэкономию, греческий и латинский языки, в подлиннике прочитал Эзопа, Геродота, Платона, Плутарха. Выросший Джон очень сожалел о потерянном детстве, с тоской восклицая: «Я никогда не был ребенком, я никогда не играл в крикет!».
Вундеркинды, если на них давить, часто растрачивают свой талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми и сильно переживая по этому поводу. Вот что говорит доктор Ольга Булах: «Людям, с малолетства привыкшим к восхищению окружающих, постоянно нужна подпитка успехом. Они уже не в состоянии жить без этого наркотика. Без восторженных аплодисментов они теряют уверенность в своих силах. Помню, лечился у меня 22-летний бывший вундеркинд. Уже в 8 лет мальчик играл в Большом зале консерватории. Бесконечный гастроли, аплодисменты и награды… А в подростковом возрасте, когда к напряженной работе присоединилась гормональная перестройка, он заболел шизофренией».
Так что будьте осторожны, пытаясь сделать из своего ребенка гения, и не отбирайте у него детство.

Дети великих гениев, или Как вырастить гения

Время от времени на свет появляются люди с необыкновенными способностями, поразительным интеллектом, оставляющие большой след в истории. Их называют гениями. Рождаются они такими или становятся путём плодотворного саморазвития – неизвестно. «Гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения» - говорил Томас Эдисон. А Владимир Павлович Эфроимсон придерживается диаметрально противоположного мнения: «Изучение биографий и патографий гениев всех времён и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются». А что из этого правда, сказать пока не может никто.
Есть такое выражение «Яблоко от яблони недалеко падает». Отсюда, казалось бы, должен следовать вывод: дети гениев тоже становятся гениями. Но он крайне редко находит применение на практике. Так существую ли они, гены гениальности? Если просмотреть биографии знаменитых учёных, сам собой напрашивается однозначный ответ «нет». Максимум: они становились профессорами в университетах. Зато прослеживается другая печальная тенденция: многие дети гениев страдали шизофренией. Да уж, действительно «От гения до безумца – один шаг». Вот, к примеру, младший сын Альберта Эйнштейна и Милевы Марич Эдуард в детстве был очень одарённым ребёнком. Обладал способностью к языкам и музыке, написал около 300 стихотворений и афоризмов, будучи подростком, а в 21 год врачи поставили ему диагноз «шизофрения».
Зато много наследственных талантов встречается среди музыкантов: сыновья Моцарта, Баха, Палестрины, Дюссека, Гиллера, Эйхгорна; живописцев: Тициана, Кальяри, Тинторетто, Веронези; поэтов: сыновья и племянники Эсхила, племянника Сенеки, сыновья Аристофана, Софокла и т.д. И всё же, как ни крути, гораздо чаще дети гениев не делают ничего выдающегося. Почему так? Они не обладают тем начальным потенциалом гения, какой был у их родителя, или же всё дело в среде, воспитании, клейме «сына гения», которое спешит повесить на него общество и постепенно взращивающее в ребёнке комплекс неудачника? А практика показывает, что гении чаще всего рождались в обыкновенных семьях, а их родители не были выдающимися людьми.
Можно ли «вырастить» гения, следуя каким-то определённым правилам? Сомнительно, вряд ли можно быть на сто процентов уверенным в результате. Правда, некоторые пытались, но не чересчур ли садистскими методами? Учёный-математик Фарук Юсуф решил по собственной методике «учёба нон-стоп» вырастить из своих детей гениев: сын и две дочки вынуждены были постоянно учиться, не видя больше ничего в этой жизни. В итоге надежды отца на некотором этапе оправдались: сын в 14 лет стал студентом Уорвикского университета, младшая дочь начала там же учиться в 15 лет, а старшая, Сафия, в 13 лет была принята в Оксфорд, став вторым подобным «случаем» в мировой практике. Сработает ли до конца этот спартанский метод, и станут ли дети Юсуфа настоящими гениями, покажет время. Но лично я думаю, что в данном случае «игра не стоит свеч»: как же вся остальная жизнь, увлечения, какие-то радости, здоровье, в конце концов?
Можно встретить также некоторые забавные, на мой взгляд, рекомендации по «выращиванию» гениев. Например, некие учёные заметили такую закономерность в биографиях гениев: они рождаются преимущественно зимой (больше всего приходится на февраль) в северных широтах. Так что, если захотите вырастить гения, обязательно рассчитайте так, чтобы он появился на свет в феврале, желательно под музыку Моцарта в окружении книг, техники и таблиц Остроградского по дифференциальному и интегральному исчислению.
И всё-таки, как бы там ни старались отчаянные родители, гении не «выращиваются»: гении рождаются, или же гениями становятся.


Полистайте эту книжку с детьми...


И ЕЩЁ НЕМНОГО ОБ ИНТЕРНЕТЕ...ЗДЕСЬ

Комментариев нет:

Отправить комментарий